Главная » Новости » Отчет вебинара «Организация инклюзивных мероприятий в музеях»

Отчет вебинара «Организация инклюзивных мероприятий в музеях»

19 сентября 2017 года прошел седьмой обучающий вебинар «Организация инклюзивных мероприятий в музеях» проекта «Инклюзивный музей».
На вебинаре обсуждались темы организации адаптивных программ, особенности подготовки и проведения занятий для инклюзивных групп.

Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея, пояснила, что инклюзия – это не только проведение специальных мероприятий, но и вовлечение людей с инвалидностью к участию в открытых программах музея. В музее нет статистики по посещению людей с инвалидностью, потому что они являются такими же посетителями, как и все остальные и приходят в музей ежедневно. Татьяна рассказала, что для Дарвиновского музея очень важно задействовать в адаптивных программах не только детей, но и их семьи, и ближайшее окружение. В частности, она привела в пример такие программы, как «Другие» для детей с РАС, «Мир в руках» для детей с нарушениями зрения, «Без барьеров», в которой приняли участие более 3000 человек. Описание программ вы можете найти на нашем сайте в разделе «Инклюзия в музее/Музейные практики».

Эксперт подчеркнула, что музеям нужно быть готовыми к тому, что на открытые мероприятия могут прийти люди с инвалидностью. Разрабатывая программу мероприятия, музеи должны продумать, чем будут заниматься люди с нарушениями слуха или зрения и доступность площадки для людей на инвалидных колясках. Важно уделить внимание подготовке сотрудников как встречающим посетителей у входа, так и непосредственно тем, кто ведет мероприятие. Хорошим подспорьем стали бы волонтеры, помогающие сориентироваться посетителям с инвалидностью, пришедшим без сопровождения. Татьяна подчеркнула, что при желании можно наладить инклюзивную работу в музее с любыми посетителями.

Мария Дрезнина, художник, педагог, арт-терапевт, старший научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина отдела эстетического воспитания детей и юношества Мусейон, рассказала о первых шагах, которые нужно совершить для того, чтобы начать инклюзивные занятия по арт-терапии.

Эксперт отметила, что при подготовке мероприятия следует детально прописывать сценарий встреч и мастер-классов и оповещать о них участников. Она рекомендовала определенный формат занятий: экскурсия, мастер-класс и чаепитие с презентацией созданных на мастер-классе работ. Сделать экскурсию необходимо максимально интересной, но в то же время простой по форме подачи материала. Важно, чтобы экскурсовод не просто рассказывал об экспонате, а взаимодействовал с группой, тем самым пробуждая отклик в аудитории.

Черкасова Наталья, основатель социального инклюзивного проекта «Колесо Обозрения», сказала о важности момента индивидуального вовлечения участников экскурсии в познавательный процесс. Это могут быть дополнительные вопросы, обращение к участникам по именам, определенная «свобода», когда дети с особенностями развития могут находиться в музее, не демонстрируя интерес к экскурсии.

Наталья подчеркнула, что системная работа с постоянными участниками крайне важна для людей с особенностями ментального развития. Например, успехом ребенка может стать расширение словарного запаса или демонстрация творческой активности на мастер-классе.

 

Запись вебинара с субтитрами будет доступна на сайте проекта.

Команда проекта «Инклюзивный музей» благодарит Государственный Дарвиновский музей и лично спикера вебинара Кубасову Татьяну и ГМИИ имени А. С. Пушкина и лично спикера вебинара Дрезнину Марию. Также выражаем признательность Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за помощь в организации и проведении вебинара.

Подпишитесь на нашу рассылку