Инклюзия в музеe / Понимание инвалидности

Интеграция и социализация детей с инвалидностью – важная задача современного общества. Помочь ее решить может музей как источник культурных и образовательных ресурсов России.

В разделе вы найдете информацию о специфических особенностях, общении, взаимодействии и способах работы с детьми, имеющими инвалидность.

Терминология и этикет

Общение – это не всегда просто. Оно требует уважительного и доброжелательного отношения к собеседнику. Но порой встречается неумение проявлять такое отношение, особенно к людям с инвалидностью. Часто страх сказать неуместное слово или сделать некорректное движение, а также непонимание окружающих, как вести себя или помочь в той или иной ситуации, приводит к тому, что люди с инвалидностью не участвуют в культурных мероприятиях или чувствуют себя там «лишними».

Чтобы исправить ситуацию, проект «Инклюзивный музей» разрабатывает и собирает полезные материалы по правилам поведения и общения с людьми с инвалидностью. Они помогут избежать неловкости и научиться выстраивать эффективное взаимодействие.

Музейные практики

В этом разделе вы найдете информацию по взаимодействию с людьми с инвалидностью от ведущих музеев России. Их наглядный пример демонстрирует, что проведение экскурсий, выставок, образовательных программ и других мероприятий для людей с инвалидностью вполне реализуемо и дает хороший результат в вопросах социализации и адаптации.
Мы надеемся, что опыт музеев поможет вам организовать свои или расширить перечень уже имеющихся инклюзивных программ.

ДЦП

ДЦП – заболевание центральной нервной системы, возникающее в результате поражения отделов головного мозга

ДЦП или детский церебральный паралич — это группа расстройств движения, полученных от повреждения головного мозга в раннем детстве или внутриутробном развитии. ДЦП может выражаться в полном или частичном параличе. Иногда заболеванию сопутствует нарушение развития, эпилепсия и судороги.
По статистике, в России на 10 000 детей с момента рождения и до 14 лет приходятся от 16 до 114 человек с таким диагнозом. Социализации и адаптации детей в первую очередь способствует семья и общество в целом.


Особенности коммуникации

Общение
Спастика – непроизвольные судороги — иногда затрагивают лицевые мышцы. От этого речь человека становится неразборчивой.

Физиология
Люди с диагнозом ДЦП подвержены непроизвольному сокращению мышц. Это может привести к внезапным движениям, невозможности взять предмет в руки и т.д. При волнении симптомы могут усиливаться.
Многие люди с диагнозом ДЦП используют инвалидные коляски. Они бывают как громоздкие (электрические), так и легкие («ручные» — активного типа). Еще могут быть использованы современные средства передвижения – скутеры.

Восприятие
Возможность обучаемости и заинтересованности ребенка в окружающем мире зависят от степени поражения мозга. Чем она выше, чем больше затронуты его сектора, например, оба полушария, тем меньше шансов, что ребенок будет воспринимать информацию извне, реагировать на действия, происходящие вокруг него. Но существует множество форм ДЦП, когда интеллект человека полностью сохранен.

Синдром Дауна

Синдром Дауна – генетическая патология, возникающая при наличии в организме человека лишней 47 хромосомы

Синдром Дауна – часто встречающаяся генетическая патология, возникающая по причине дополнительной хромосомы. Ее наличие у плода может быть обнаружено уже на ранних сроках беременности.
По статистике, сегодня каждому 700-му новорожденному на планете ставится синдром Дауна. Люди с данным синдромом открыты к общению, непосредственны и любят контактировать с окружающими. Если обучение и развитие ребенка начато с ранних лет, можно достичь значительных результатов в его адаптации и социализации.


Особенности коммуникации

Общение
В прошлом считалось, что синдром Дауна вызывает сильное отставание в развитии. Сегодня ученые установили, что в большинстве случаев степень отставания – от легкой до средней.

Физиология

Иногда синдром Дауна вызывает осложнения – тугоухость, проблемы со зрением и сердцем, слабую память.
Из-за задержки в развитии речь ребенка может быть невнятной, а в общении преимущественно использоваться жесты.

Восприятие
Детям с синдромом Дауна сложно фантазировать, они сконцентрированы больше на деталях, нежели чем на предмете в целом. Они легко отвлекаются и утомляются, поэтому не могут долго удерживать внимание на одном объекте.
Также им трудно представить несуществующую ситуацию, проще понять то, что происходит прямо сейчас и непосредственно с ними. Часто информацию для них стоит повторять несколько раз.


Расстройства аутистического спектра

Аутизм — неврологическое расстройство, выражающееся дефицитом навыков взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями

По статистике, диагноз аутизм встречается у 1% населения планеты. Хотя природа заболевания неврологическая, выражается он в психических отклонениях. Например, аутизм влияет на развитие мышления, речи, моторики, социальных навыков и поведения человека. Аутизм у мальчиков диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Перспективы развития ребенка зависят от вида аутизма (их очень много), усилий родителей и отзывчивости окружения. Уделяя большое внимание обучению и социализации ребенка, можно добиться серьезных успехов в его развитии и адаптации.


Особенности коммуникации

Общение
Часто ребенок с аутизмом отказывается участвовать в общих занятиях и проявлять интерес к другим детям, он может быть настроен «на свою волну», поэтому его сложно заинтересовать тем, что не входит в ее рамки.
Бывает так, что функцию речи у ребенка заменяют жесты. Например, он может взять за руку взрослого человека и ею показать на интересующий его предмет.

Физиология
Дети с аутизмом склонны повторять одни и те же движения – подергивать руками, кружиться вокруг себя. Это могут быть как несложные действия, так и целые «ритуалы».
Возможна острая реакция на прикосновения. Ребенок не позволит другим людям трогать себя, вмешиваясь в свое пространство. В редких и тяжелых случаях бывает наоборот, чувствительность может быть настолько снижена, что дети сами себе наносят увечья.

Восприятие
Иногда детей с аутизмом может заинтересовать только часть объекта или конкретное действие. Например, крутить колесико у машинки. Переключить внимание ребенка на машинку в целом довольно сложно.


Организация инклюзивных программ