— оценка физических, сенсорных, коммуникативных, информационных и других условий, влияющих на доступность музея для разных посетителей. Для людей с ментальными особенностями важной составляющей такой оценки является аудит сенсорной доступности, подразумевающий выявление факторов окружающей среды с потенциально чрезмерным влиянием на органы чувств (освещение, уровень шума, запахи, объем посетительских потоков и иных значимых факторов), которые могут вызвать у них сенсорную перегрузку.
— совокупность физических, сенсорных, коммуникативных, информационных, отношенческих и других условий, позволяющих людям вести независимый образ жизни и участвовать в любых формах жизнедеятельности. Принципы обеспечения условий доступности для людей с инвалидностью провозглашены Конвенцией ООН, посвященной их правам (Convention on the Rights of Persons with Disabilities) (ст. 9, 30)
или ограничение жизнедеятельности (disability) — это полная или частичная утрата человеком способности или возможности активности или участия (осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) в результате взаимодействия имеющихся у него устойчивых физических, психических, интеллектуальных и сенсорных нарушений с различными барьерами окружающей среды, включая ее физические, социальные и культурные составляющие.
— состояния, обусловленные когнитивными нарушениями развития (врожденными или приобретенными), которые могут сказываться на социальном взаимодействии, поведении и понимании, влияя на каждодневную деятельность человека.
— реализация потенциала личности через определенную деятельность.
— план помещений музея, представленный на бумажном носителе или в электронном формате, где размечены зоны музея с повышенной, умеренной или низкой сенсорной нагрузкой и/или факторы риска (яркий свет, высокий уровень шума, большое скопление людей, запахи и т. д.). Используется для прокладывания маршрута индивидуальных и групповых экскурсий или для самостоятельного перемещения по музею лицами с нарушениями обработки сенсорной информации (гипер- и гипочувствительность), в частности лицами с расстройствами аутистического спектра и др. Сенсорная карта может быть реализована в виде карты сенсорных рисков или карты с обозначением пространств с минимальными рисками (карты сенсорной безопасности).
— в психологии понимается как последовательное включение в социальные отношения, в результате чего происходит активное усвоение и воспроизведение социального опыта. Социализация осуществляется в процессе разнообразной деятельности, общения и формирования самосознания личности.
— концепция, предполагающая обеспечение доступности музея, его продуктов, объектов и среды таким образом, чтобы они могли в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации. Реализация этой концепции направлена на то, чтобы предусмотреть многообразие потребностей посетителей и сотрудников музея для обеспечения их доступа к экспозиции и различным формам деятельности музея, независимо от возраста, языка, наличия инвалидности и других особенностей и социальных характеристик. Следование принципам универсального дизайна не отменяет необходимости индивидуальной поддержки в тех случаях, когда она требуется. Разработка универсального дизайна музея является частью мероприятий по обеспечению его доступности и превращения музея в инклюзивный.
— невербальные способы коммуникации или предоставления информации с опорой на изображения или другие объекты. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.
— системный и непрерывный процесс создания возможностей для полноценного участия людей в любых аспектах жизни на основе принципов уважения прав и достоинства личности. Этот процесс происходит с учетом потребностей и интересов человека преимущественно за счет выявления и устранения средовых барьеров, а также благодаря индивидуальной поддержке при ее необходимости.
— это концепт, подразумевающий системный и непрерывный процесс создания условий для активного участия людей в любых формах деятельности музея с учетом потребностей и интересов человека преимущественно за счет выявления и устранения средовых барьеров, а также благодаря индивидуальной поддержке при ее необходимости. Предпосылкой инклюзивного музея является обеспечение доступной среды.
— метод предоставления информации, который учитывает особенности людей, испытывающих трудности в ее восприятии. Главным образом применяется для предоставления информации в письменном виде, но также актуален и для вербальных коммуникаций. Предполагает составление или адаптацию текста таким образом, чтобы избежать сложных конструкций, излишних деталей, а также слов и фраз (например, специальных терминов, фразеологизмов, аббревиатур и др.), значение которых нуждается в дополнительных пояснениях. В случае письменной коммуникации применение этого метода также обеспечивает читаемость текста с точки зрения его визуальных составляющих (размер и тип шрифта, фон, особенности форматирования, расположение изображений при их наличии и др.).
(также: тихая комната) — место, где люди с сенсорными нарушениями, в том числе с аутизмом, могут побыть в тишине, снизить сенсорную перегрузку и степень тревоги. Такая комната должна быть изолирована от посторонних шумов (звуки речи, вентиляции и т. п.) и затемнена (следует использовать точечное освещение, а не флуоресцентное).
— состояние, при котором человек не справляется с потоком ощущений, поступающих посредством органов чувств, и может потерять способность к ориентировке в пространстве, самоконтролю и речи. Примеры: невозможность воспринимать одновременно телепередачу и разговаривать, дезориентация в пространстве при сильном шуме и т. п.
(Social Stories™) — короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие. Социальная история для музея представляет собой подробное и актуальное на данный момент описание музейного пространства внутри помещения или снаружи. Она может содержать в себе предполагаемый алгоритм или сценарий действий в той или иной ситуации в максимально позитивном ключе c акцентом на разрешенном и желательном в музее.