Главная » Чек-лист доступности

Чек-лист доступности

Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями

Этот чек-лист создан в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с посетителями с ментальными особенностями. Организаторы – Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с АНО по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Чек-лист носит рекомендательный характер и призван помочь музеям разработать стратегию по улучшению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями.

Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями

Этот чек-лист создан в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с посетителями с ментальными особенностями. Организаторы – Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с АНО по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Чек-лист носит рекомендательный характер и призван помочь музеям разработать стратегию по улучшению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями.

Кто мы

  • Сотрудники музеев и других учреждений культуры и образования, занимающиеся развитием инклюзивной среды;
  • Специалисты профильных некоммерческих организаций;
  • Независимые эксперты; 
  • Представители сообществ людей с инвалидностью. 

Что мы делаем

  • Создаем методические материалы (видеоролики, буклеты с рекомендациями, пособия, сборники успешных практик, тесты);
  • Проводим семинары, вебинары и тренинги для сотрудников музеев;
  • Разрабатываем инструменты, которые помогают системно менять инклюзивную деятельность музеев.

Что даст чек-лист

На данный момент нет единого стандарта, определяющего критерии доступности музеев для людей с инвалидностью и, в частности, для посетителей с ментальными особенностями. Наш чек-лист систематизирует накопленный профессиональным сообществом опыт и знания. Заполнив его, можно получить практические рекомендации, которые позволят вам сделать свой музей комфортнее и привлекательнее для людей с ментальными особенностями.

Мы хотим помочь музеям создать и реализовать стратегию по их доступности. Такая стратегия базируется на обязательных, необходимых и желательных изменениях, которые становятся очевидны по итогам заполнения данного чек-листа. Эти изменения также должны всегда соотноситься со спецификой музея и конкретной ситуацией: 

• необходимо оценивать свои ресурсы и возможности, целесообразность изменений; 

• расставлять приоритеты; 

• планировать сроки выполнения задач;  

Доступная среда в музее — это не константа, необходимо вести непрерывную работу по ее поддержанию и развитию, получать обратную связь от посетителей и гибко реагировать на изменяющиеся реалии общественной жизни.

Экспертная группа:

ПОЛИНА БОГОРАД, учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ (ФРЦ МГППУ), куратор ресурсных классов, волонтер Региональной общественной организации помощи детям с РАС «Контакт»;
ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА, куратор и автор идеи проекта «Доступный музей», руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина;
АНТОНИНА СТЕЙНБЕРГ, руководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом, член совета по доступности Политехнического музея, эксперт проекта «Колесо Обозрения: расширяя границы», эксперт проекта «Доступный музей» Государственной Третьяковской галереи;
ЛАДА ТАЛЫЗИНА, магистр психолого-педагогического образования, методист, ведущий педагог группы дневной занятости Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», специалист по адаптации текстов для людей с ментальной инвалидностью проекта «Бюро Ч»;
ДИНАРА ХАЛИКОВА, член президиума Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России), куратор проекта «Инклюзивный музей»;
НАТАЛЬЯ ЧЕРКАСОВА, основатель и директор АНО по социокультурной реабилитации «Колесо Обозрения», куратор проекта «Инклюзивный музей»;

Научные консультанты:

АЛЕКСЕЙ ШЕМАНОВ, доктор философских наук, кандидат медицинских наук; ведущий научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология»;
АЛЕКСАНДР СОРОКИН, нейробиолог, научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, научный консультант ГМИИ им. А. С. Пушкина по развитию проекта «Доступный музей».

В разработке и оценке чек-листа принимали участие:

ЕЛЕНА ВОЗМИЩЕВА, куратор инклюзивных программ Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»;
ТАТЬЯНА КУБАСОВА, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея;
СОФЬЯ ПЕТРИКОВА-АГАФОНОВА, заведующая отделом музейных программ Государственной Третьяковской галереи;
НАТАЛЬЯ ПОГОСЯН, заместитель директора по общим вопросам и методической работе Государственного музея – культурного центра «Интеграция» им. Н. А. Островского;
НАТАЛЬЯ ПОТАПОВА, директор музея «Огни Москвы»;
ЮЛИЯ САРВИРО, старший менеджер проектов G3ict (Global Initiative for Inclusive ICTs);
ДАРЬЯ СТРАХОВА, менеджер по вовлечению посетителей Политехнического музея
ЕВГЕНИЯ ХИЛЬКЕВИЧ, социальный педагог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ (ФРЦ МГППУ).

В последние годы государство, представители некоммерческого сектора и социально ответственного бизнеса прикладывают все больше усилий для поддержки инициатив музейного сообщества по формированию доступной среды. Это проявляется в разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих свод правил в области доступности, издании большего количества профессиональной литературы на эту тему, а также развитии социально ориентированных программ в музеях. Однако обратная связь от музеев, а также экспертные сессии с партнерами проекта «Инклюзивный музей» выявили проблему отсутствия стандарта, определяющего критерии доступности музеев для людей с инвалидностью и, в частности, для посетителей с ментальными особенностями.

Данный перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями систематизирует накопленный опыт и знания, а также является практической опорой для музейных сотрудников и всех заинтересованных специалистов для ведения комплексной и системной работы в этом направлении.

Сформулированные в документе критерии и рекомендации ранжированы по степени важности их выполнения. Задача документа – помочь музею задуматься об обязательных, необходимых и желательных изменениях, которые позволят ему стать более доступным и привлекательным для целевой аудитории. Такие изменения должны всегда соотноситься со спецификой музея и конкретной ситуацией: необходимо оценивать свои ресурсы и возможности, целесообразность, а также расставлять приоритеты и осуществлять планирование реализации поставленных задач в краткосрочный и долгосрочный периоды. Следует также помнить, что выполнение каждого из критериев предполагает непрерывную работу по изучению аудитории и совершенствованию всех процессов, а также гибкое реагирование на изменяющиеся реалии общественной жизни.

Перечень контрольных вопросов и рекомендаций создан экспертной группой, состоящей из сотрудников музеев, специалистов профильных некоммерческих организаций, независимых экспертов и представителей сообществ людей с инвалидностью. К участию в работе были привлечены консультанты из междисциплинарных областей (психологии, социальной педагогики, медицины и других сфер), а в итоговом документе учтена обратная связь от профессионального сообщества и родителей детей с ментальными особенностями. Межотраслевой подход и соучастие всех заинтересованных сторон позволили обеспечить
научную обоснованность и применимость на практике предлагаемых в документе рекомендаций.

1. Музеи и музейные специалисты, а также специалисты других учреждений культуры

Чек-лист поможет:
• повысить уровень компетенций в области создания доступной среды для посетителей с ментальными особенностями;
• совершенствовать инфраструктуру для людей с инвалидностью, а также в целом развивать культуру дружелюбия и гостеприимства;
• оптимизировать и развивать практики инклюзивной работы для повышения качества и увеличения количества разрабатываемых программ и услуг для посетителей с ментальными особенностями;
• корректно описывать и убедительно обосновывать необходимость конкретных изменений (создания и развития программ, внедрения инфраструктурных решений, использования специальных инструментов и методов работы, обучения персонала и т. д.), направленных на формирование доступной среды для посетителей с ментальными особенностями;
• критически оценивать и анализировать текущую деятельность своей организации на предмет наличия барьеров, препятствующих участию людей с ментальными особенностями в музейной жизни;
• выносить корректные суждения относительно успешности внедряемых изменений по формированию доступности своего учреждения для посетителей с ментальными особенностями;
• расставлять приоритеты и формировать оптимальный план развития инклюзивной среды для посетителей с ментальными особенностями;
• повышать информированность общества о вопросах инвалидности и продвигать ценности инклюзивной культуры.

2. Профильные некоммерческие организации, работающие с людьми с ментальными особенностями, независимые эксперты, сообщества людей с инвалидностью, заинтересованные во взаимодействии с музеями

Чек-лист поможет:
• формировать совместно с музеем план мероприятий, направленных на развитие, разработку, совершенствование инструментов и повышение качества программ для людей с ментальными особенностями;
оценивать уровень доступности музея по конкретным показателям работы с людьми с ментальными особенностями;
• создавать и реализовывать совместные программы, направленные на социализацию и самореализацию людей с ментальными особенностями, оптимальным образом учитывая возможности музеев.

3. Организации, оказывающие финансовую и ресурсную поддержку музеям: органы государственной власти и местного самоуправления, благотворительные фонды, коммерческие компании, реализующие социальные программы

Чек-лист поможет:
• разрабатывать и совершенствовать стратегии и программы, направленные на поддержку деятельности музеев в области формирования доступной среды (включая курсы повышения квалификации для сотрудников, нормативно методологическую базу и др.);
• принимать решения относительно выделения средств на поддержку тех или иных музейных проектов с учетом их целесообразности и обоснованности.

За последнее десятилетие вопрос социальной инклюзии прочно закрепился в повестке развития общества. С принятием 13 декабря 2006 года Конвенции ООН о правах инвалидов [1] и ее последующей ратификацией Россией в 2012 году [2] на законодательном уровне было закреплено право человека с инвалидностью на беспрепятственный доступ к информации, а также к объектам и услугам, открытым для всего населения. За этим последовал ряд мер, регламентирующих работу публичных институтов, включая музеи, по развитию
доступной среды. Вместе с тем изменения в нормативно-правовой сфере происходят на фоне меняющейся философии музейного дела, предполагающей переосмысление профессиональным сообществом взаимоотношений музеев с аудиторией и проникновение ценностей инклюзии на все уровни корпоративной культуры.

Начиная со второй половины XX века музейная деятельность существенно трансформировалась на фоне развития идеи социальной миссии музея. Музеологическая мысль прошла путь от концепции новой музеологии [3], которая рассматривает музей как платформу развития общественного диалога, до постмузеологии [4], изучающей музей как междисциплинарное поле знаний, где каждый человек, будь то сотрудник музея или
посетитель, вносит личный вклад в развитие смыслового поля предмета и экспозиции и вместе со всеми формирует новое знание в процессе коммуникации. На сегодняшний день актуализирована концепция музея как агента социальной инклюзии [5]: она продвигает значимость расширения аудитории и привлечения в музей разных посетителей, а также признания проблем (барьеров), которые исключают часть общества из культурной жизни, что требует развития стратегий социальных изменений, направленных на решение вопросов неравенства и дискриминации.

Идеи развития музея как агента социальной инклюзии в значительной степени были сформированы в 1990-х. Сегодня последователи этого направления, в частности Школы музейных исследователей Лестерского университета, отмечают, что музей в процессе социальной инклюзии вносит вклад в развитие как отдельной личности, так и всего общества: с одной стороны, расширяет возможности самореализации и раскрытия
творческого потенциала индивида, позволяет повышать его самооценку и благополучие, а с другой стороны, укрепляет права различных сообществ на самоопределение, создает пространство для социализации, формирования доверительного отношения, терпимости и уважения друг к другу [6].

Результаты современных музейных исследований, сфокусированных на социальной проблематике, находят отражение в построении новых концепций музеев как реляционных институций (институтов отношений), которые способны принимать общественное разнообразие, работать с трудными темами, разрешать конфликты, самоорганизовываться и быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства сегодняшнего мира [7].

В русском переводе официально принято название «Конвенция ООН о правах инвалидов». Несмотря на терминологию, закрепленную в нормативно-правовых документах, эксперты проекта «Инклюзивный

музей» рекомендуют вместо термина «инвалиды» использовать формулировку «люди с инвалидностью», что представляется наиболее корректным и этичным в соответствии с социальным подходом к инвалидности.

Доступность и инклюзия

Вначале имеет смысл провести сравнение с применением принципа инклюзии в области образования, тем более что одной из целей современного музея является образовательная. Можно выделить два основных подхода.

Первый подход ставит на первое место обязательную совместность в течение большей части времени обучения людей с инвалидностью и людей без нее. Он исходит из убеждения, что всегда можно создать адаптированные условия для включения людей с инвалидностью в обучающий процесс любого уровня сложности. Однако такой подход не во всех случаях достаточно обоснован с точки зрения его целесообразности, поскольку зачастую не учитывает необходимость индивидуальной поддержки учащихся, в которой они могут нуждаться.

Второй подход опирается на широкое применение коррекционных методов, направленных на освоение адаптированных образовательных программ. При этом в данном подходе, исходя из психолого-педагогических оснований, люди с инвалидностью обучаются раздельно в том случае, если в таких условиях удается добиться большего учебного прогресса и более эффективной адаптации к жизни в обычной социальной среде.

С нашей точки зрения, необходим комплексный подход, который предполагает включение людей с инвалидностью и без нее в совместную, взаимно интересную и развивающую деятельность, в процессе которой происходит и признание развивающейся идентичности каждого участника, и учет индивидуальных и групповых особенностей всех агентов взаимодействия, их возможностей и потребностей. Такой подход к инклюзии можно назвать деятельностным. С этой позиции необходимо рассмотреть и понятия доступности
и инклюзии в музее, которые являются близкими по значению, но не идентичными.

Доступность и инклюзия – это близкие, но не тождественные понятия. Доступность выступает как предпосылка, условие инклюзии. Инклюзия же связана с практикой выбора на основе доступности. Формирование доступности музея для людей с инвалидностью связано с реализацией целей, провозглашенных Конвенцией ООН по правам людей с инвалидностью, Convention on the Rights of Persons with Disabilities1 (ст. 9, 30), в частности предполагает обеспечение доступа в музей таким образом, чтобы наделить посетителей «возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни» (ст. 9).
Это означает создание условий для преодоления технических, сенсорных, пространственных, коммуникативно-смысловых, отношенческих и иных барьеров, препятствующих активному участию людей с инвалидностью во всех формах деятельности музея.

Инклюзию можно определить как практику включения в общедоступную среду всех людей вне зависимости от их особенностей. Это предполагает, что для людей с инвалидностью, в том числе с ментальными особенностями, создается возможность выбора ими форм деятельности, обеспечивающих им доступ к наиболее полному участию в различных видах деятельности, практикуемых в условиях музея прежде всего на основе изменения преимущественно самой среды, и уже во вторую очередь за счет средств индивидуальной
адаптации. Также это могут быть специальные экспозиции, возможность выбора экспонатов и/или экскурсий, в том числе с формами творческого отклика на них, интерактивная деятельность с материалами, копиями, репродукциями и т. п., которые помогут включить людей с ментальными особенностями в интересное и продуктивное взаимодействие.

Применяя логику деятельностного подхода к инклюзивной работе музея, мы ставим на первое место по значимости соответствующий особенностям участников доступ к содержанию экспозиции (здесь подразумевается доступность сенсорная, коммуникативная, информационная, а также смысловая, что становится возможным благодаря адаптации мероприятий в соответствии с особенностями посетителей). Такой подход должен быть основан на постоянном диалоге с посетителями, чтобы позволять участникам активно включаться в осмысление экспозиции и давать творческий отклик на ее содержание. Следует
также сказать, что практика выбора в инклюзивном обществе подразумевает право человека наравне с другими как на потребление музейных услуг, так и на активное включение в деятельность музея в духе культуры участия.

Примечание

В русском переводе официально принято название «Конвенция ООН о правах инвалидов». Несмотря на терминологию, закрепленную в нормативно-правовых документах, эксперты проекта «Инклюзивный музей» рекомендуют вместо термина «инвалиды» использовать формулировку «люди с инвалидностью», что представляется наиболее корректным и этичным в соответствии с социальным подходом к инвалидности.

Список литературы

[1] Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
[2] Федеральный закон от 3 мая 2012 г. No 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». URL: http://base.garant.ru/70170066/
[3] Международное движение за Новую музеологию. URL: http://www.minom-icom.net/about-us
[4] Duclos R. Postmodern… Postmuseum: new directions in contemporary museological critique //  Museological Review. Department of Museum Studies, University of Leicester. 1994. Vol. 1, 1. P. 1–13.
[5] Sandell R. Museums as Agents of Social Inclusion // Museum Management and Curatorship. 1998. Vol. 17. No 4. Р. 401–418.
[6] Sandell R. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectoral change // Museum and Society. 2003. Vol. 1, 1. P. 45–62.
[7] Cameron F. The Liquid Museum. New Institutional Ontologies for a Complex, Uncertain World // The International Handbook of Museum Studies / Ed. by A. Witcomb, K. Message. London, 2015. Vol. 1. Museum Theory. P. 345–361.

Сертификат

Сертификат

Пройдя самодиагностику, вы получите сертификат от проекта «Инклюзивный музей»

Глоссарий

— оценка физических, сенсорных, коммуникативных, информационных и других условий, влияющих на доступность музея для разных посетителей. Для людей с ментальными особенностями важной составляющей такой оценки является аудит сенсорной доступности, подразумевающий выявление факторов окружающей среды с потенциально чрезмерным влиянием на органы чувств (освещение, уровень шума, запахи, объем посетительских потоков и иных значимых факторов), которые могут вызвать у них сенсорную перегрузку.

— совокупность физических, сенсорных, коммуникативных, информационных, отношенческих и других условий, позволяющих людям вести независимый образ жизни и участвовать в любых формах жизнедеятельности. Принципы обеспечения условий доступности для людей с инвалидностью провозглашены Конвенцией ООН, посвященной их правам (Convention on the Rights of Persons with Disabilities) (ст. 9, 30)

или ограничение жизнедеятельности (disability) — это полная или частичная утрата человеком способности или возможности активности или участия (осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) в результате взаимодействия имеющихся у него устойчивых физических, психических, интеллектуальных и сенсорных нарушений с различными барьерами окружающей среды, включая ее физические, социальные и культурные составляющие.

— состояния, обусловленные когнитивными нарушениями развития (врожденными или приобретенными), которые могут сказываться на социальном взаимодействии, поведении и понимании, влияя на каждодневную деятельность человека.

— реализация потенциала личности через определенную деятельность.

— план помещений музея, представленный на бумажном носителе или в электронном формате, где размечены зоны музея с повышенной, умеренной или низкой сенсорной нагрузкой и/или факторы риска (яркий свет, высокий уровень шума, большое скопление людей, запахи и т. д.). Используется для прокладывания маршрута индивидуальных и групповых экскурсий или для самостоятельного перемещения по музею лицами с нарушениями обработки сенсорной информации (гипер- и гипочувствительность), в частности лицами с расстройствами аутистического спектра и др. Сенсорная карта может быть реализована в виде карты сенсорных рисков или карты с обозначением пространств с минимальными рисками (карты сенсорной безопасности).

— в психологии понимается как последовательное включение в социальные отношения, в результате чего происходит активное усвоение и воспроизведение социального опыта. Социализация осуществляется в процессе разнообразной деятельности, общения и формирования самосознания личности.

— концепция, предполагающая обеспечение доступности музея, его продуктов, объектов и среды таким образом, чтобы они могли в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации. Реализация этой концепции направлена на то, чтобы предусмотреть многообразие потребностей посетителей и сотрудников музея для обеспечения их доступа к экспозиции и различным формам деятельности музея, независимо от возраста, языка, наличия инвалидности и других особенностей и социальных характеристик. Следование принципам универсального дизайна не отменяет необходимости индивидуальной поддержки в тех случаях, когда она требуется. Разработка универсального дизайна музея является частью мероприятий по обеспечению его доступности и превращения музея в инклюзивный.

— невербальные способы коммуникации или предоставления информации с опорой на изображения или другие объекты. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

— системный и непрерывный процесс создания возможностей для полноценного участия людей в любых аспектах жизни на основе принципов уважения прав и достоинства личности. Этот процесс происходит с учетом потребностей и интересов человека преимущественно за счет выявления и устранения средовых барьеров, а также благодаря индивидуальной поддержке при ее необходимости.

— это концепт, подразумевающий системный и непрерывный процесс создания условий для активного участия людей в любых формах деятельности музея с учетом потребностей и интересов человека преимущественно за счет выявления и устранения средовых барьеров, а также благодаря индивидуальной поддержке при ее необходимости. Предпосылкой инклюзивного музея является обеспечение доступной среды.

— метод предоставления информации, который учитывает особенности людей, испытывающих трудности в ее восприятии. Главным образом применяется для предоставления информации в письменном виде, но также актуален и для вербальных коммуникаций. Предполагает составление или адаптацию текста таким образом, чтобы избежать сложных конструкций, излишних деталей, а также слов и фраз (например, специальных терминов, фразеологизмов, аббревиатур и др.), значение которых нуждается в дополнительных пояснениях. В случае письменной коммуникации применение этого метода также обеспечивает читаемость текста с точки зрения его визуальных составляющих (размер и тип шрифта, фон, особенности форматирования, расположение изображений при их наличии и др.).

(также: тихая комната) — место, где люди с сенсорными нарушениями, в том числе с аутизмом, могут побыть в тишине, снизить сенсорную перегрузку и степень тревоги. Такая комната должна быть изолирована от посторонних шумов (звуки речи, вентиляции и т. п.) и затемнена (следует использовать точечное освещение, а не флуоресцентное).

— состояние, при котором человек не справляется с потоком ощущений, поступающих посредством органов чувств, и может потерять способность к ориентировке в пространстве, самоконтролю и речи. Примеры: невозможность воспринимать одновременно телепередачу и разговаривать, дезориентация в пространстве при сильном шуме и т. п.

(Social Stories™) — короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие. Социальная история для музея представляет собой подробное и актуальное на данный момент описание музейного пространства внутри помещения или снаружи. Она может содержать в себе предполагаемый алгоритм или сценарий действий в той или иной ситуации в максимально позитивном ключе c акцентом на разрешенном и желательном в музее.

Критерии доступности музея для людей с ментальными особенностями

— совокупность ощущений от взаимодействия
с пространством и услугами музея. Охватывает экспозиции, сервисные зоны, цифровые и телекоммуникационные представительства. Методики формирования позитивного посетительского опыта музея включают подготовку персонала и организационные решения, направленные на интуитивно понятное, комфортное и позитивное пребывание в музее разными посетителями.

— предполагает предоставление учреждением полной и достоверной информации относительно созданных им условий доступной среды, а также предлагаемых программах и услугах, учитывающих особенности и потребности разных посетителей, в том числе людей с инвалидностью. Возможность получения посетителями такой информации обеспечивается путем использования музеем различных каналов коммуникации (сайт, социальные сети, рассылки, городская/мобильная связь и др.), которые помогают аудитории легко и быстро находить необходимые сведения, задавать уточняющие вопросы при их наличии и получать обратную связь.

— возможность использования цифровых технологий и медиапроектов музея самым широким кругом пользователей вне зависимости от каких-либо ограничений.

— представление кого-либо или чего-либо в общественном пространстве посредством взаимосвязанных значений и смыслов, которые транслируются в культуре благодаря использованию понятных символов, образов и языковых средств. Корректная репрезентация людей с инвалидностью, в частности людей с ментальными особенностями, должна строиться на основе этических принципов, связанных с признанием человеческого достоинства и равноправия, уважением разнообразия и недопущением дискриминации

— это комплекс мер, подразумевающих информирование о факторах сенсорного риска (физические объекты, функционирование которых оказывает существенное влияние на органы чувств и потенциально способные вызвать сенсорную перегрузку), предоставление помощи в случаях сенсорной перегрузки, а также (когда это возможно) изменение некоторых объектов, вызывающих сенсорную перегрузку. Сенсорная доступность включает также информирование сотрудников и посетителей, не имеющих измененной сенсорной чувствительности, о правилах поведения в музее и на мероприятиях в случае посещения их людьми с измененной сенсорной чувствительностью и создание иных условий для их пребывания.

— реализованный комплекс условий, необходимых для беспрепятственного получения информации в понятной форме каждым посетителем. Информационная доступность основывается на применении метода предоставления информации Easy Read, а также использовании различных вербальных и невербальных средств коммуникации, учитывающих особенности восприятия и потребности людей.

— комплекс мер, при реализации которых мероприятие становится доступным для людей с учетом их особенностей и потребностей. Адаптация музейного мероприятия для людей с ментальными особенностями означает создание информационных, сенсорных, коммуникативно- смысловых, отношенческих и иных средовых условий для их деятельностного и активного участия.

Пройдите чек-лист и узнайте, как сделать ваш музей доступнее для людей с ментальными особенностями

Ознакомиться с pdf-версией чек-листа «Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями» вы можете по ссылке

Подпишитесь на нашу рассылку