12 сентября состоялся пятый вебинар проекта «Инклюзивный музей», посвященный теме «Особенности взаимодействия с людьми с РАС в музейном пространстве».
Это уже второй онлайн семинар по данной проблематике, на первом спикеры рассказали об особенностях поведения и коммуникаций людей с аутизмом, о важности комплексного подхода к обучению детей с аутизмом и образовательных программах, работающих в России. В рамках последнего вебинара участники получили практические рекомендации по созданию инклюзивных программ и улучшению музейного пространства.
Экспертом вебинара, прошедшего 12 сентября, выступил Алексей Восков, соведущий (с 2011 года) группы поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера центра «Наш Солнечный Мир», администратор asdforum.ru — форума аутичных людей, их родственников и друзей. Алексей рассказал о когнитивных, коммуникативных и сенсорных особенностях людей с аутизмом, а также о том, как эти особенности могут проявляться при посещении музеев.
По словам Алексея, сенсорные особенности — одни из самых распространенных. Среди них выделяются два типа – гипо и гиперчувствительность. Последняя особенность может причинять много неудобств при посещении музея, вызывая сенсорные перегрузки, особенно, если это касается гиперчувствительности слуха и зрения. В презентации эксперт представил ссылки на материалы, рассказывающие о том, что такое сенсорные перегрузки и как с ними справляться, а также ролики-симуляторы, дающие визуальное представление о сенсорной перегрузке.
Алексей дал ценные советы о том, как оказать помощь человеку с РАС, у которого произошла сенсорная перегрузка, а также о том, как вести себя, чтобы не усугубить ситуацию. В частности, эксперт отметил, что важно увести человека с аутизмом от раздражающего стимула, сопроводив в тихое место. Также он дал рекомендации по обустройству помещения для отдыха: неяркий свет, экранированность от источников звука, мягкая мебель, например, пуфики.
Один из важный аспектов комфортного пребывания людей с РАС в музее – наличие бумажной памятки с полезной информацией. В ней можно обозначить план экскурсии, маршрут для осмотра экспозиции, ключевые сведения об экспонатах , а также места отдыха и телефон для внештатной ситуации. Такие памятки могут быть полезны для многих посетителей.
Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России отметила, что, если в музее невозможно обустроить тихую комнату, то следует определить хотя бы небольшой уголок, где меньше всего раздражающих факторов. В рамках беседы неоднократно звучала идея об универсальных принципах построения инклюзивной среды, комфортной для разных посетителей. Так, например, подробная и ясная информация, четкая навигация в музее, дружелюбные и готовые помочь сотрудники – все это помогает каждому посетителю музея, вне зависимости от его особенностей.
Эти и многие другие важные вопросы поднимались в рамках данного вебинара, запись которого будет доступна на сайте проекта с субтитрами: http://in-museum.ru/materialyi-proekta/vebinaryi/
Команда проекта «Инклюзивный музей» благодарит центр «Наш солнечный мир» и лично спикера вебинара Алексея Воскова.
Также выражаем признательность Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за помощь в организации и проведении вебинара.