Завершилась реализация проекта семейной мастерской «Жёлтый кружок» Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, победителя Грантового конкурса проекта «Инклюзивный музей. Посетители с ментальными особенностями» 2022 г., реализуемого Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». О ходе проекта и его результатах рассказывают сотрудники музейно-образовательного центра КХМ им. В.И. Сурикова Екатерина Аникеева и Ксения Ильченко:
«Идея семейной мастерской «Жёлтый кружок» появилась после проведения в 2022 году семинара-практикума по социокультурной реабилитации посетителей с ментальными особенностями. Тогда наш музей делал первые шаги в выстраивании системной работы в данном направлении. Мы хотели создать в музее семейное доверительное пространство для социокультурной реабилитации детей с ментальными особенностями через совместное сотворчество детей и их родителей.
Название «Жёлтый кружок» появилось внезапно. Это общепринятый знак, который хотелось ассоциировать с символом безопасного пространства. Помимо этого, жёлтый цвет – яркий, солнечный, напоминающий о лете, веселье и радости. Кружок в нашем случае – это сообщество людей, объединенных общими интересами и увлечениями. Мы очень хотели создать пространство для семейного диалога, общения и совместного творческого самовыражения.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе задачей музея была максимальная подготовка и организация комфортного пространства в музее для творческих мастер-классов и занятий. Благодаря помощи экспертов проекта «Инклюзивный музей» ИКОМ России, мы создали социальные истории, провели сенсорный аудит, разработали карту сенсорной безопасности и визуальное расписание, прошли обучение по работе с детьми с ментальными особенностями, а также закупили наборы для сенсорной разгрузки.
Далее наступил самый творческий этап проекта – разработка и проведение цикла занятий для детей и родителей. В качестве темы цикла мы выбрали «Историю одной семьи». Тема семьи и семейные ценности для нашего музея имеют большое значение. Главное здание нашего музея – это исторический особняк, который в XIX веке принадлежал Петру Ивановичу и его супруге Вере Николаевне Гадаловым. Это семья купцов, меценатов, просветителей, общественных деятелей, имеющая богатую историю, важную для города Красноярска. В этом особняке представлена наша постоянная экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX века», а в одном из залов располагается выставка «Гадаловы: созидательный дух семьи». И мы очень хотели донести до наших посетителей ощущение стабильной опоры и вечности, которое передается в произведениях, установить связь между коллекцией и каждым участником с его личным жизненным опытом. Чтобы раскрыть эту тему, мы составили программу занятий, в которой участники «Жёлтого кружка» смогут познакомить нас и других посетителей со своими историями, больше узнать друг друга, свой род и традиции, а внутри каждой отдельной семьи установить более доверительные отношения родителей с детьми.
Этап реализации для нас пролетел очень быстро. С января по апрель мы регулярно встречались с детьми и родителями и творили что-то креативное. Мы выбрали графические техники (гуашь, акварель, пастель), аппликации, а также работы с объемными формами из картона. Основной задачей было наладить коммуникацию с семьями и выстроить доверительные отношения. Тему семьи мы последовательно раскрывали через знакомство с участниками, их интересами и ценностями и выполнили серию мастер-классов по разным темам: «Портрет», «Дом», «Семейное древо», «Хобби», «Любимое животное», «Мечта».
Самих родителей мы тоже не оставили без внимания. Для них психолог проекта разработал программу из 4-х занятий по управлению стрессом. Эта программа была подготовлена на базе терапии принятия и ответственности с элементами арт-терапии и специально ориентирована на родителей детей с особенностями развития. Хорошо известно, что данная группа родителей испытывает высокий уровень стресса и нуждается в формировании навыков осознанности, эмоциональной регуляции и стрессоустойчивости. Занятия с психологом оказались для родителей востребованными, поэтому в дальнейшем мы планируем продолжить эту работу.
Итоговый этап реализации проекта был направлен на представление всем посетителям музея результатов нашей работы. Мы определили для себя, что работы участников должны не контрастировать особняку и постоянной экспозиции, но при этом, показывать, что музей – это не только серьезное пространство для избранных произведений, но и место для творческой самореализации. В результате, мы приняли решение разделить нашу выставку на две локации. В первой локации мы представили большинство работ участников из серии «Портрет», «Мечта», «Дом», «Семейное древо», «Хобби». Во второй локации – небольшом проходном зале, мы расположили зону для творчества. Само место предполагает уединение – это маленький эркер, в котором находится старинная печь, а из окон открывается вид на центр города. В этом уютном месте мы поставили несколько столов, стулья и кресла-мешки. На столе разместили художественные материалы и альбом, в котором каждый посетитель мог вклеить свой рисунок, вдохновленный выставкой. На стенах мы разместили старинные рамы, на которые прикрепили жгутовые веревки и прищепки, чтобы посетители могли показывать свои лучшие произведения. Окружали все эти предметы произведения из серии «Любимое животное». Котики и собачки уютно разместились на подоконниках и полу, оберегая покой посетителей.
В нашем музее сложилась традиция подробного описания каждой выставки, чтобы посетитель и без экскурсии смог самостоятельно сформировать впечатление, опираясь на дополнительные текстовые материалы. Во 2 зале мы добавили экспликацию с подробным описанием проекта, участников нашей мастерской, а также с отдельным обозначением серий работ. А в 1 зале мы познакомили всех посетителей с историями каждой отдельной семьи. Для этого мы предложили нашим семьям-участникам ответить на три вопроса:
- Что такое семья для вас?
- Какие у вас есть семейные традиции?
- Какие три слова могут охарактеризовать вашу семью.
Ответы участников мы разместили на карточках, которые сопроводили фотографиями с мастер-классов. Эти материалы позволили посетителям еще ближе познакомиться с нашими героями и наладить более личную связь с каждым ребенком и родителем.
Еще на этапе проведения мастер-классов мы поняли, что для экскурсионной работы мы можем привлечь волонтеров, в том числе с ментальными особенностями. Это новый вид взаимодействия с аудиторией, когда мы привлекаем эту категорию посетителей не только как участников мастер-класса, или экскурсии, но и в качестве ведущих музейной работы. Для ребят это новая роль, которая потребовала особой подготовки. Для волонтеров с ментальными особенностями мы подготовили небольшую образовательную программу «Музейное дело. Основы введения в профессию музейного работника», цель которой – рассказать про музей и познакомить с экскурсионной работой. В рамках программы было проведено 4 встречи, включая знакомство с музеем, изучение профессии экскурсовода, подготовку экскурсионного текста и маршрута по выставке с творческими работами участников проекта.
Одним из ярких моментов проекта стало открытие выставки, которое прошло в очень теплой и семейной атмосфере. Здесь ребята с ментальными особенностями являлись не только участниками проекта, но и со-организаторами мероприятия: проводили экскурсию для посетителей, изготавливали сувениры, выступали с творческими номерами. Было здорово работать над проектом такой большой и дружной командой, поэтому и результаты у нас получились вдохновляющими!
Сценарный план открытия проходил по следующим этапам:
- Приветствие участников с фотозоной: мы подготовили тематическую фотозону для посетителей с символикой мастерской и выставки – самим героем «Жёлтым кружком», рамой и художественными материалами, с которыми работали участники.
- Торжественная часть с творческой программой: участники инклюзивной вокальной студии «Право на счастье» подготовили несколько музыкальных номеров, а мы поблагодарили наших партнеров и участников, подарили памятные сувениры, благодарственные письма и рассказали подробнее о проекте и кураторах.
- Экскурсия от участника программы «Музейное дело. Введение в профессию музейного работника»: куратор выставки совместно с волонтерами с ментальными особенностями провели экскурсию для всех посетителей торжественного открытия. Материал разделили на более общий, который рассказывал куратор – о самой мастерской, проведении мастер-классов, и частный – личный опыт участника программы, который «со стороны» рассматривает и оценивает работы. Так получилось передать материал комплексно – и поговорить о проекте, и при этом привлечь внимание к работам.
- Локация с памятными сувенирами: наши партнеры – инклюзивные мастерские «Трудово», где заняты люди с ментальными особенностями, не раз помогали нам в организации мероприятий. И в этот раз они расположились в одном из залов и делали значки и магниты с работами участников и символикой проекта – Жёлтым кружком. Но этим не ограничилась роль наших партнеров. Совместно с инклюзивными мастерскими «Трудово» мы разработали сувенирную продукцию для этой выставки.
- Презентация сувенирной продукции: для продвижения проекта мы решили создать запоминающиеся сувениры, которые каждый посетитель музея сможет приобрести, попутно узнавая о нашем проекте, даже после завершения программы. Мы выбрали самые яркие работы и совместно с нашим дизайнером подготовили разные виды товаров:
— почтовые открытки «Мечта» — серия из 4-х открыток, созданных участниками проекта: детьми и взрослыми с мотивирующими добрыми фразами, которые и отражают суть картинки и вдохновляют;
— стикерпаки «Животные» — фрагменты из работ участников с мастер-классов «Любимые животные» и «Хобби». Забавные наклейки, привлекающие внимание;
— стикерпаки «Желтый кружок» — милый герой проекта с приятными вдохновляющими фразами;
— блокнот-раскраска-комикс «Жёлтый кружок пришел в музей» — выдуманная история посещения Жёлтым кружком нашего музея. Приключения героя, его знакомство с сотрудниками и узнавание правил посещения музея. Каждую страницу этого комикса можно раскрасить, а на пустых страницах писать свои заметки или наблюдения.
Проект «Семейная мастерская «Жёлтый кружок» сильно поменял наше представление о том, как выглядит музейное пространство Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Впервые мы объединили художественную и абилитирующую составляющую и увидели, каким потенциалом обладает наш музей. Надеемся, наш пример подскажет и вам, как, используя доступные средства, сделать музей (или любую другую институцию) более открытым инклюзивным для посетителей — создать физически и эмоционально комфортную среду. Результаты нашего проекта доступны всей аудитории музея, мы постарались сделать все, чтобы транслировать нашу просветительскую деятельность, направленную на дестигматизацию инвалидности».