29 мая в рамках Международного фестиваля «Интермузей» состоялась практическая сессия «Разработка и использование музеями методов визуальной поддержки».
Проблематика сессии была определена фокусом проекта «Инклюзивный музей» 2019-2020 гг. на оказании музеям методической помощи в разработке и использовании методов визуальной поддержки — группе инструментов, призванных представлять информацию в понятном и доступном формате, с учетом наглядной и иллюстративной опоры. Эти методы помогают людям с особенностями ментального развития при подготовке и посещении музейных занятий, а также оказываются востребованными многими музейными посетителями.
С приветствием к участникам обратилась Инна Ширшова, руководитель программы «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», отметив важную роль музеев в вовлечении людей с инвалидностью в активную культурную жизнь и их вклад в формирование лучшего будущего для всех, что сподвигает Фонд финансировать инклюзивную работу музеев.
Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России, и Наталья Черкасова, директор АНО «Колесо Обозрения» презентовали методические разработки проекта «Инклюзивный музей», ориентированные на детей с особенностями ментального развития, тенденции развития грантового конкурса и перспективы проведения акции «Музей для всех!» в 2020 году.
В рамках вводной части практической сессии состоялся доклад Евгении Хилькевич, социального педагога ФРЦ МГППУ, которая представила обзор видов визуальной поддержки, применимых в музеях.
Коллеги из Музея-заповедника «Царицыно», Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Пермской художественной галереи и Музея «Огни Москвы» поделились практикой применения инструментов визуальной поддержки в работе с посетителями, как на экспозиции, так и за стенами музея.
В частности, Юлия Сергеева, куратор инклюзивных программ Музея-заповедника «Царицыно» представила сопроводительные материалы к программе «Фарфоровая история» — визуальное расписание программы и мастер-классов, а также рассказала про практику разработки социальной истории для музея и парка.
В свою очередь Наталья Козловская, заведующая Отделом развития Музея изобразительных искусств Республики Карелия поделилась практикой применения карточек PECS в музее, рассказала о методах создания и работе музейных педагогов по освоению методов альтернативной коммуникации.
Ольга Гусева, ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи представила межмузейный проект «Коллекционируй музей» и поделилась практикой совместной работы с родителями детей с особенностями ментального развития, рассказала про разработку путеводителей по музеям Перми в рамках проекта, а также об истории создания и использования такого вида визуальной поддержки.
Наталья Потапова, директор Музея «Огни Москвы» рассказала о важности подготовительных встреч с детьми перед посещением музея , о взаимодействии со школами и использовании дидактических иллюстративных материалов во время подготовки и проведения занятий.
Завершающая часть сессии была посвящена социальным историям – методическому инструменту, входящего в группу методов визуальной поддержки и помогающего подготовить человека с особенностями ментального развития к посещению музейных экскурсий и занятий. Евгения Хилькевич представила принципы и критерии создания социальных историй, сформулированные автором метода Кэрол Грей, рассмотрев их в контексте музейной деятельности. Этот обзор предваряет предстоящий 17 июня мастер-класс для музейных сотрудников по разработке собственных социальных историй.
Ознакомиться с презентациями спикеров и полезной литературой по теме сессии вы можете по ссылке. Презентации являются объектом авторского права. Копирование, распространение или любое иное использование материалов презентаций разрешено при условии обязательного указания автора работы и источника информации.