Главная » Новости » Итоги Международного семинара «Искусство без границ»

Итоги Международного семинара «Искусство без границ»

С 25 по 28 ноября 2019 года в Азербайджанском национальном музее искусств прошёл Международный семинар «Искусство без границ», давший старт масштабному проекту, который проводится при финансовой и организационной поддержке МФГС и Министерства культуры Азербайджана в Азербайджанском национальном музее искусств. В работе семинара приняли участие ведущие музеи государств-участников СНГ, представители ВУЗов, НПО, частного сектора, благотворительных фондов, обществ инвалидов стран СНГ.  В числе приглашенных специалистов были представители ИКОМ России и известных российских музеев: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Музея современного искусства «Гараж»,  а также Центра «Антон тут рядом».

Реалии настоящего времени таковы, что люди с инвалидностью зачастую являются уязвимой аудиторией в сегменте культурного досуга, в частности в музейном пространстве. Как сделать эту сферу наиболее доступной для таких посетителей, применяя на практике эффективные принципы адаптации среды и культурно-образовательных программ, а также создания доступных услуг и информационных ресурсов – тема прошедшего семинара. Модернизация в этой области позволит сформировать «пространство безбарьерного туризма» в отдельную, динамично растущую отрасль культуры и экономики.

В своих выступлениях участники семинара отмечали, что в решении этой задачи полезно опираться на опыт ведущих музеев мира, успешно реализующих инклюзивные программ. Со своей стороны, Азербайджанский национальный музей искусств, руководствуясь рекомендациями ООН по развитию доступной культуры, выступил с инициативой по созданию платформы активного сотрудничества с государствами-участниками СНГ в сфере формирования безбарьерного культурного и туристического пространства, отмечая, что спрос на доступный туризм растёт во всем мире и начинает активно развиваться в странах СНГ.

Директор по проектам ИКОМ России Динара Халикова рассказала о принципах создания доступной среды, о социальном подходе к пониманию инвалидности, помогающем преодолевать различные барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в музейном пространстве, а также об опыте реализации долгосрочного проекта «Инклюзивный музей».  В своем выступлении она особо подчеркнула, что вопросы доступности следует рассматривать на всех уровнях музейного менеджмента и все сотрудники должны разделять общие ценности и ответственность. По мнению спикера, систематическое обучение персонала работе с людьми с инвалидностью, построение диалога с аудиторией для понимания интересов и потребностей, расширение партнерских связей — неотъемлемые составляющие формирования доступной среды в музее.

Об отдельном направлении проекта «Инклюзивный музей», посвященном работе с глухими и слабослышащими посетителями, рассказал консультант ИКОМ России Владислав Колесников. В своем выступлении он уделил внимание особенностям культуры глухих и важности корректной терминологии, а также  отметил роль участия сообщества глухих в продвижении принципов и технологий формирования доступности музейных программ и адаптации среды: в разработке методических материалов и мероприятий проекта для музеев принимают участие глухие и слабослышащие экскурсоводы, художники и другие специалисты. Также, являясь куратором программ доступности Государственного исторического музея, Владислав Колесников поделился опытом создания выставки «Карл Гампельн. Глухой художник», успешной прошедшей в музее в 2019 году и вызвавшей большой отклик у аудитории, а также рассказал о направлении DEAF TEENS (Глухие подростки) проекта «Каскад. Проект как метод».

Заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Государственной Третьяковской галереи (Россия) Марина Эльзессер в своем докладе представила обзор практик и методов работы музея с посетителями с инвалидностью, включая проведение ежегодных фестивалей, пользующихся популярностью у аудитории. Ее коллега, методист по музейно-образовательной деятельности отдела музейных программ Третьяковской галереи Алла Орлова подробно рассказала о методике проведения занятий для детей с синдромом Дауна. Участникам семинара особенно интересно было услышать от коллег о наборе средств, который полезен для комфортного пребывания людей с особенностями ментального развития, в частности для снижения рисков сенсорной перегрузки во время посещения музея: подушка, используемая в случае усталости; защищающие от шума наушники и беруши; мягкий небольшой мяч, помогающий снять нервное напряжение; визуальные карточки, которые применяются для коммуникации с детьми, имеющими затруднения в вербальном общении, и другие вспомогательные инструменты.

Делегация из Республики Казахстан представила опыт работы Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева. Директор музея Гульмира Шалабаева отметила, что важно не только формировать условия доступности в различных организациях культуры, но и в целом стремиться изменить отношение общества к инвалидности, формировать доброжелательное и толерантное отношение к людям с любыми особенностями. Эмоциональный отклик у гостей семинара вызвал показ тизеров художественных фильмов с участием актеров с инвалидностью: эти фильмы были подготовлены в сотрудничестве с музеем и представлены на семинаре старшим научным сотрудником Центра декоративно-прикладного искусства Натальей Баженовой. Еще одной темой, которую затронули сотрудники музея, стала адаптация экскурсий для посетителей с нарушением развития, о чем рассказала руководитель отдела музейной педагогики и проектной деятельности музея Оксана Танская.

Заместитель генерального директора по научной и просветительской работе Национального художественного музея республики Беларусь Светлана Анейко представила семь работ современного художника, которые были созданы специально для тактильного осмотра и ориентированы на незрячих людей, давая возможность «увидеть» изображённое с помощью рельефов.

Сотрудники Государственного Русского музея Анастасия Володина и Ксения Торстрём рассказали о социокультурных программах своего музея, который имеет 30-летний опыт систематической работы с людьми с инвалидностью.  Помимо развития собственных программ, музей активно помогает совершенствовать свою работу и коллегам: Русский музей является методическим центром для художественных музеев страны и проводит обучение музейных специалистов.

Заведующая отделом Археологической керамики и фарфора Фонда Азербайджанского Национального Музея Искусств Фидан Мурадалиева рассказала о практике «портативного музея», который не только принимает в своих стенах людей с инвалидностью, но и предоставляет услуги своих специалистов для тех институций, в которых существует инклюзивный класс и мастерская. В процессе занятий дети и подростки с особыми потребностями знакомятся с техникой изготовления керамических изделий, с историей фарфора, с лучшими образцами музейной коллекции, а также получают базовые навыки работы с живым материалом, что способствует развитию мелкой моторики учеников и благотворно влияет на их психоэмоциональное состояние. В своей презентации Фидан Мурадалиева отметила, что в таких «включающих» классах дети с особыми нуждами получают возможность социализироваться и интегрироваться в общество сверстников, нередко получая профессиональные навыки и уверенность в своих силах. В свою очередь дети без инвалидности становятся более внимательными и чуткими к людям с особенностями развития, общаясь с ними на равных.

В продолжение опыта азербайджанских музеев был представлен доклад директора Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликовой о создании небольших по размерам изделий ковроткачества, которые дают возможность незрячим и слабовидящим людям познакомиться с разнообразием и технологией изготовления традиционных ковров, представляющих важное национальное наследие. Спикер отметила, что эти образцы пользуются огромной популярностью у широкой публики, как детей, так и взрослых.

Об опыте Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина (Россия) рассказали Евгения Киселева и Альбина Джумаева, представив разнообразные программы, ориентированные на разных посетителей и учитывающие их особенности восприятия. В рамках программы «Доступный музей» команда специально созданного инклюзивного отдела стремится сделать каждую выставку комфортной для всех гостей: в частности, проводятся экскурсии и готовятся видеогиды на русском жестовом языке, создаются тактильные макеты, адаптируются экскурсии и творческие занятия для посетителей с особенностями развития.

В семинаре принимали участие не только музейные сотрудники, но и специалисты других сфер культуры. Так, от Грузии на семинаре были представители инклюзивного театра, танцевального искусства и сообщества незрячих художников. Основатель и директор Georgian National Wheelchair Dance Sport Federation, арт-директор Tbilisi Inclusive Dance Co Зазанашвили Кетеван и танцовщица Ирмы Звериашвили после своего вводного выступления показали, как настроение и смыслы произведений изобразительного искусства можно передать в танцевальной пластике. В свою очередь член Союза незрячих художников Грузии, преподаватель живописи незрячим Георгий Гураспашвили поделился опытом работы по своей авторской технологии, с которой участники семинара могли познакомиться на практике: в течение трёх дней для незрячих детей Интерната № 5 был проведён мастер-класс по рисованию.

Переводчик жестового языка, педагог-экскурсовод, менеджер отдела инклюзивных программ по работе с глухими и слабослышащими посетителями Музея современного искусства «Гараж» (Россия) Людмила Лучкова выступила с докладом, а позже провела для участников семинара мастер-класс по использованию в музее русского жестового языка. А ее коллега, менеджер по работе с посетителями с особенностями интеллектуального развития Алина Жекамухова представила рекомендации по подготовке и проведению мероприятий для таких посетителей, уделив внимание разным инструментам визуальной поддержки.

Помимо насыщенной деловой части Международного семинара «Искусство без границ», для гостей симпозиума были подготовлена культурная программа с посещением достопримечательностей Баку. Незабываемые впечатления оставили экскурсии в Историко-архитектурный заповедник Гобустан, Пространство современного искусства Yarat, а также Центр творчества Максуда Ибрагимбекова в которых участники познакомились с инклюзивными программами. Гостям также были предложены творческие мастер-классы и музыкальные вечера.

В ходе четырёхдневного семинара были представлены свыше сорока презентаций, затрагивающих наиболее актуальные аспекты создания «безбарьерной среды», включая модернизацию правовой и финансовой сфер. Во время заседаний и неформального общения обсуждались вопросы инвалидности в искусстве и литературе, роли объектов культуры в социальной адаптации и профессиональном росте людей с инвалидностью.

Каждый из участников Международного семинара «Искусство без границ» подчёркивал, что современный музей, как важнейший социальный институт и участник международной глобальной туристической сети, должен соответствовать нуждам и потребностям людей с инвалидностью.

В заключении Международного семинара «Искусство без границ» был согласован проект обращения от имени всех участников о продолжении и углублении сотрудничества в затронутых темах в рамках многостороннего партнёрства по разнообразным программам стран Содружества.

Текст подготовлен на основе материалов, предоставленных Азербайджанским национальным музеем искусств.