Главная » Новости » Проект «Этногеометрия» Якшур-Бодьинского районного краеведческого музея имени М.К. Шкляевой, победителя в номинации «Инклюзивный старт»

Проект «Этногеометрия» Якшур-Бодьинского районного краеведческого музея имени М.К. Шкляевой, победителя в номинации «Инклюзивный старт»

«Каждый ребенок имел свою книжку – визуальное расписание, с краткой информацией о структуре занятия. В книжке предусмотрена обратная связь с ребенком – после каждого занятия дети дома писали отзывы, что они узнали, чему научились, и что вызвало интерес».

Предметы народного искусства в экспозиции крестьянского быта привлекают внимание  своими яркими и красочными узорами, богато орнаментированными народными мотивами. Один из наших юных посетителей с ментальными особенностями сказал: «…я бы тут жил…». Поэтому мы решили выбрать тему народных узоров и разработать адаптированную музейную программу для детей с ментальными особенностями, состоящую из экскурсий и мастер-классов.

Для нас работа с данной категорией детей была совершенно новым опытом, поэтому считаем важным подготовительный этап проекта. Всех сотрудников  музея и привлеченных специалистов психолог проекта ознакомил с особенностями коммуникации с детьми с ментальными нарушениями. Это позволило нам по новому взглянуть на данную категорию детей и понять особенности их поведения. Также важным моментом на подготовительном этапе являются консультации с профессиональным сообществом в разработке музейной программы – нужно учитывать все моменты по доступности информации и мастер-классов для детей с ментальными особенностями. В проекте работал психолог, также мы консультировались с педагогами Якшур-Бодьинской школы-интернат. При подготовке программы мы опирались на материалы, представленные на сайте «Инклюзивный музей» – познавательный и доступный контент.

С учетом того, что проект подразумевал большое количество мастер-классов,  трудности возникли при планировании расходных материалов. Поэтому данный раздел в смете проекта нужно внимательно просчитывать с опытными специалистами, ведущими мастер-классы.  

Новым опытом для нас стал обучающий онлайн-воркшоп проекта «Инклюзивный музей» по созданию  социальных историй –  мы познакомились с практикой разработки социальных историй, и создали социальную историю «Я иду в музей». Также для детей были подготовлены индивидуальные книжки – визуальное расписание программы, которые имеют задания и вопросы для обратной связи. Работа с данными методическими инструментами дает результат, если есть заинтересованность и участие родителей. Поэтому важна предварительная разъяснительная работа психолога с родителями о важности творческой реабилитации и социализации детей с ментальными нарушениями.

Сотрудники музея разработали 8 занятий, состоящих из экскурсий и мастер-классов. Дети знакомились с предметами народного искусства через рассказы персонажа из удмуртских сказок – девочки Зорай, с включением удмуртских мифов, легенд, народных игр. 

На занятиях в экспозиции музея дети познакомились с музейными предметами  из ткани, дерева, глины, бересты. С помощью фонда тактильных предметов, дети имели возможность ощутить материал и форму предметов. На каждом занятии  выполняли задания на карточках – учились  обводить контуры узоров и определять  значение узоров. 

Для знакомства с процессом изготовления предметов посетили экскурсии в мастерских Центра декоративно-прикладного искусства и ремесел. Дети познакомились с мастерской по ткачеству, попробовали ткать на ткацком станке, с мастерской по лепке из глины, с мастерской по художественной обработке бересты. На интерактивных занятиях дети примеряли на себе народную одежду, пробовали играть на деревянных ложках, конструировали узоры на магнитной доске.

Каждый ребенок имел свою книжку – визуальное расписание, с краткой информацией о структуре занятия. В книжке предусмотрена обратная связь с ребенком – после каждого занятия дети дома писали отзывы, что они узнали, чему научились, и что вызвало интерес. Большинство детей отмечали, что им нравится заниматься на мастер-классах, конструировать узоры на магнитной доске.

Участниками проекта стали 30 детей с особенностями ментального развития.  Дети занимались в течении двух месяцев в 3 группах по 10 человек. Всего было проведено 24 занятия по музейно-образовательной программе. Дети создали 127 творческих работ. На основе детских работ и музейных коллекций создан анимационный фильм и выпущена книжка-раскраска. 

Мы рады, что победа в конкурсе дала возможность открыть особенным  детям мир музея. Отзывы родителей показывают, что детям понравилось ходить в музей, они ждали посещения музейного занятия, дети стали более уверенными в своих силах, у них появилось желание в общении со сверстниками. 

Благодарим проект «Инклюзивный музей» за новые возможности и компетенции! Считаем, что участие в конкурсе проекта «Инклюзивный музей» и реализация инклюзивного проекта – это бесценный опыт для развития инклюзивного направления работы в нашем учреждении.

Подпишитесь на нашу рассылку