Главная » Новости » Победитель фотоконкурса проекта "Инклюзивный музей"

Победитель фотоконкурса проекта «Инклюзивный музей»

2 декабря большинство музеи приняли участие во Всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии», организованной Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России). Всероссийский музей А.С. Пушкина не стал исключением. Накануне в Музее-усадьбе Г.Р. Державина учащимися ГБОУ школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга была представлена постановка в духе фольклорного праздника «Русская ярмарка». После спектакля юные гости смогли посетить интерактивную программу «Державинские кухни», на которой узнали, каким был в усадьбе «припас домашний, свежий, здравый» и какие блюда из него готовили, как пекли пироги в русской печи, и получить рецепты некоторых из них, смогли увидеть «холодильник» (Ледник) XVIII века и старинную домашнюю утварь.

Школа № 439 — это коррекционное образовательное учреждение для воспитанников с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Таким детям сложно полноценно взаимодействовать с окружающими, заниматься саморазвитием. Возможный выход в школе увидели в создании в 2008 году театральной студии «Фольклорный театр». В 2009 году студию переименовали в «Рампу», что позволило значительно расширить ее репертуар. Теперь к постановкам по мотивам русского фольклора добавились инсценировки сказок «Емеля» (по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению»), «Подснежники» (по мотивам сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»), спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков «Снегурочка» (по мотивам одноименной пьесы Н.А. Островского), «Маскарад» (по мотивам одноименной драмы М.Ю. Лермонтова), «По следам Дон Гуана» (по мотивам «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина), «Испанская трагедия» (по мотивам новеллы П. Меримэ «Кармен») и многие другие. В репертуаре есть даже постановка на английском языке — «Золушка» (по мотивам одноименной сказки Ш. Перро). Над выбором произведений работают и педагоги, и сами ребята; оно должно быть актуальным и интересным для всех без исключения участников процесса. Задача руководителя — понять насколько произведение будет доступно юным актерам, смогут ли они его осознать.

В теории принято использовать обобщения о том, как творчество помогает детям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свое «я», насколько способствует ощущению собственной значимости. Но важнее любых слов — конкретные истории, рассказанные руководителем студии Светланой Горовец.

«Артем Янин, ученик 7-а класса. У мальчика ДЦП и он не мог разговаривать. Он очень открыт, общителен, но большинство его сверстников и младшие ребята не воспринимали его в качестве приятеля. Теперь, после того как он второй год участвует в спектаклях, все изменилось: его партнёры по сцене — мальчики и девочки из 5 и 6 классов общаются с ним «на равных», жмут руку после удачной генеральной репетиции, даже спорят с ним, если он что-то сделал неправильно.

Тимур Огейчук, ученик 6-б класса, год назад, увидав пару четверостиший, которые надо выучить, говорил «я это не выучу». Теперь он так не говорит. Конечно, он еще не читает наизусть «поэмы», но главное — он обрел чувство уверенности в своих силах и желание совершенствоваться».

Красочная постановка «Русская ярмарка», представленная в Музее-усадьбе Г. Р. Державина, объединила ребят разных возрастов и помогла создать праздничное, веселое настроение в зале. Все костюмы и бутафория также придуманы и созданы педагогами школы совместно с учениками. Любой театр сложно представить без зрителя. В это день ими стали учащиеся школы № 260 Адмиралтейского района — открытые и восприимчивые, они помогли почувствовать своим сверстникам атмосферу успеха. В финале праздника школьники подарили юным актерам подарки, сделанные своими руками. Получилось важное взаимодействие: из рук в руки от сердца к сердцу.

Таким этот день запомнился как юным актерам, так и молодым зрителям:

«Мне очень понравилась Ярмарка. Все ребята молодцы, никто не испугался выйти на сцену. Все большие молодцы. Никто не подвел свою команду, и все действовали как один. Молодцы!» Камилла, 2 класс, школа № 260

«Мне понравилась печь, она красивая. Еще мне понравилось, что дети сделали подарки своими руками. Мне понравилось все, но только очень устал» Денис, 6 класс, школа № 439

«Мне понравилось, что ребята хорошо выступили, они старались. У них были очень красивые костюмы. И еще мне понравился музей. Там очень красиво!» Даниель, 10 лет, школа №260

«Мне понравился сам музей, у него есть свой стиль. Понравилось то, что была хорошая атмосфера в зале во время выступления. В экскурсии мне понравилось комната с дверями, а точнее то что это и шкафы и переходы в другие комнаты. Если говорить в общем мне просто понравился этот день и музей, он был насыщенным и очень хорошим» Даша, 7 класс, школа № 439

«В пятницу мы с классом ходили в музей Державина Гаврила Романовича. Там очень красиво! В музее проходил спектакль «Русская ярмарка». Было очень весело! Дети отлично играли свои роли. Корова была лучшая!» София, 2 класс, школа № 260

Кстати, Валентин Блинов, ученик 8-в класса, который сыграл корову в «Русской ярмарке» раньше старался редко выходить на сцену, говорил, что у него боязнь сцены, но после спектакля кардинально изменил свое мнение и решил участвовать во всех постановках студии. «Первый раз такое в жизни — аплодисменты и крики «Молодцы!». Я и представить не мог, что может быть такой успех», — поделился своими впечатлениями Валентин.

Бывают события, истинная ценность которых ощущается гораздо позже. Спектакль «Русская ярмарка» оказался уникальным опытом сразу для всех участников процесса. И основная задача Всероссийского музея А.С. Пушкина — продолжать работу в направлении инклюзии, стать открытым абсолютно для всех, когда такие постановки смогут проходить в музее с определенной регулярностью, а посещение музея детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья будут обычным делом. Для этого музей планирует в будущем дополнить экспозиции шрифтом Брайля, копиями некоторых экспонатов для тактильного контакта и ввести специальные программы для глухих и слабослышащих.

Подпишитесь на нашу рассылку