Рады поделиться новостями от победителей Грантового конкурса проекта 2020 года – Якшур-Бодьинского районного краеведческого музея имени М.К. Шкляевой.
Проект музея «Этногеометрия» был выбран победителем в номинации «Инклюзивный старт». Он призван открыть для детей с ментальными особенностями мир музея и культурно-историческое наследие региона, а также помочь в социализации и творческой реабилитации через участие в музейно-образовательной программе.
Якшур-Бодьинский районный краеведческий музей имени М.К. Шкляевой располагает богатой этнографической коллекцией народного искусства кон.XIX –нач.XX вв., представленной узорным ткачеством и вышивкой, росписью по дереву, керамическими изделиями, богато орнаментированными традиционными народными мотивами.
Сотрудники музея решили разработать адаптированную музейно-образовательную программу для детей с ментальными особенностями в виде цикла занятий в форме «воркшопов» – совместного творчества родителей и детей, включающая в себя ознакомительные и практические занятия.
Особенность и идея проекта в том, что презентация предметов народного искусства представлена через знакомство с символикой орнамента. Мероприятия и занятия раскрывают значение и символику народных орнаментов, мифы и легенды связанные с ними, особенности цветовой и геометрической характеристики через интерактивные занятия с включением народных игр, фольклора и мастер-классов.
Результатом проекта стала разработанная сотрудниками музея, психологами, педагогами модель творческой коммуникации детей с ментальными особенностями в музейном пространстве (интерактивные экскурсии, тактильная доступность копий музейных экспонатов, занятия в разных художественных техниках); на основе творческих работ детей был создан анимационный фильм и книжка-раскраска.
Участие в мероприятиях в рамках проекта дало возможность детям проявить интерес к музею, почувствовать свою сопричастность к истории малой родины. А совместное творчество родителей и детей помогло укрепить внутрисемейные связи. Кроме того, на занятиях дети взаимодействовали друг с другом, приобрели новых знакомых и друзей, научились работать в группе.
При реализации проекта использовались средства, выделенные в качестве пожертвования в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с детьми с особенностями ментального развития. Проект реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» , при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».