Главная » Новости » Итоги тренинга «Расширяя границы общения: русский жестовый язык и работа с глухими и слабослышащими в музее»

Итоги тренинга «Расширяя границы общения: русский жестовый язык и работа с глухими и слабослышащими в музее»

С 18 по 21 сентября в Музее русского импрессионизма состоялся тренинг для музейных сотрудников «Расширяя границы общения: русский жестовый язык и работа с глухими и слабослышащими в музее».

На открытии тренинга с приветственными словами выступили Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, Оксана Фодина, программный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина и Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России.

В рамках программы первого дня Виктор Паленный, начальник отдела печати и информации Управления социальной политики и реабилитации ВОГ, главный редактор журнала «В едином строю» познакомил участников с культурой г/Глухих, рассказал о становлении специальных школ и художниках, которые борются с дискриминацией глухих посредством создания произведений искусства.

Затем участники тренинга перешли к практической части, которую проводили Эмма Кумуржи, преподаватель русского жестового языка в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) и Центре образования глухих и жестового языка им. Г. Л. Зайцевой, и Влад Колесников, куратор программ доступности Государственного исторического музея, педагог дополнительного образования в школе-интернате для глухих и слабослышащих № 52. Вместе с педагогами музейные специалисты сосредоточили  свое внимание на изучении общеупотребимых фраз на РЖЯ: приветствие, семья, одежда, цвета и многое другое.

Первый день тренинга завершился лекцией «История развития жестового языка в России и за рубежом», которую провела Анна Комарова, лингвист, переводчик жестового языка, доцента кафедры стилистики английской речи МГЛУ, директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г. Л. Зайцевой. В рамках лекции А. Комарова рассказала об истории становления системы жестового языка, создании специализированных школ в России и за рубежом, а также развитии жестового языка в современное время.

Во второй день мероприятия участники на практике закрепили пройденный в первый день материал, а также вместе с Э. Кумуржи и В. Колесниковым изучили дактильную азбуку, правила составления предложений с учетом прошлого, настоящего и будущего времени и поговорили про числительные. Завершился день совместным посещением мюзикла на жестовом языке «Песни с окраин Москвы» в исполнении коллектива театра глухих актеров «Недослов» в культурном центре «Вдохновение».

В третий день семинара Полина Синева, сценарист, драматург и журналист поговорила с музейными специалистами об особенностях коммуникации с глухими и слабослышащими людьми, а участники в свою очередь делились опытом работы в музеях. После лекции музейные специалисты продолжили практические занятия по закреплению пройденного материала и изучению новых фраз, связанных с музейной тематикой. В частности были пройдены обозначения различных типов музеев на РЖЯ и лексика, связанная с взаимодействием с музейными посетителями.

В этот же день переводчик и преподаватель русского жестового языка Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Ирина Гинзберг на экспозиции Музея русского импрессионизма рассказала участникам тренинга об особенностях работы с переводчиком жестового языка, а Елена Шарова, куратор просветительского отдела Музея русского импрессионизма, поделилась опытом работы музея по созданию образовательных программ для глухих и слабослышащих посетителей.  После занятий участники посетили авторскую экскурсию В. Паленного по выставке «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма.

Последний день семинара был направлен на закрепление полученных знаний. Участники повторяли пройденный материал, закрепляли технику и общались на РЖЯ. В завершении тренинга было проведено тестирование, в рамках которого участники, разбившись на группы, практиковали полученные знания в условиях живого общения с носителями РЖЯ.

Мы благодарим партнеров и преподавателей за помощь в проведении мероприятия, а также всех участников за интерес к развитию доступной среды в музеях страны!

Тренинг является частью проекта «Инклюзивный музей. Глухие и слабослышащие посетители», который реализуется ИКОМ России, победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект призван помочь российским музеям в создании доступной и комфортной среды, а также расширении возможностей социализации, обучения и творческой самореализации глухих и слабослышащих в музейном пространстве.