Главная » Новости » О проекте «Из чего состоит город?» музея «Огни Москвы»

О проекте «Из чего состоит город?» музея «Огни Москвы»

Практически в каждом современном городе существует хорошая система навигации. Мы можем легко ориентироваться благодаря дорожным знакам, указателям, картам, информационным табло. Но среди нас есть люди, которым сложно освоить «язык города», сориентироваться в большом пространстве среди бесконечных улиц и переулков. Главная цель проекта «Из чего состоит город?» – способствовать адаптации детей с особенностями ментального развития в городском пространстве. Данный проект музея «Огни Москвы» в 2018 году стал победителем конкурса «Инклюзивный музей», который реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Город – это сложный механизм, состоящий из множества зданий разного назначения, транспортной инфраструктуры, зон отдыха и т.д. В городе проживает большое количество людей, разного возраста, разных профессий. Чтобы помочь детям с особенностями ментального развития разобраться в городском пространстве, сотрудники музея «Огни Москвы» разработали серию пешеходных экскурсионных маршрутов. Первыми экскурсантами стали учащиеся школы коррекции и развития №2124, которая расположена по соседству с музеем «Огни Москвы». Прежде чем отправиться в путешествие по городу, важно подготовить детей с особенностями развития к экскурсии. Поэтому для участников проекта вначале было проведено вводное занятие, во время которого сотрудники музея познакомили ребят с историей Москвы: объяснили, как город создавался и расширялся. На занятии ученики вместе с экскурсоводами пытались разобрать такие понятия, как «улица», «переулок», «проспект». Например, один из школьников,  когда сотрудник музея разделил слово «переулок» на «пере» и «улок», раскрыл понятие очень просто – «переход между улицами».

Сотрудники музея «Огни Москвы» разработали четыре пешеходных маршрута для детей с особенностями ментального развития: «Чайное путешествие» – поход на Мясницкую улицу в знаменитый чайный магазин Перлова; «На Горку с Тютчевым» – путешествие на Ивановскую горку, знакомство с домами, где жили известные писатели, художники, архитекторы; «Природа по соседству» – экологический маршрут, во время которого дети могут познакомиться с растительным и животным миром в городском пространстве; «Техника внутри дома» – путешествие по Центральному детскому магазину с выходом на смотровую площадку.

Во время пешеходной экскурсии «Чайное путешествие» дети смогли закрепить понятия «улица» и «переулок»; освоили новые слова «посольство», «усадьба». Экскурсовод предлагал ребятам найти разницу между жилыми и нежилыми домами, объяснить, почему некоторые дома стоят отдельно друг от друга, а некоторые – вплотную.

Второй маршрут «На Ивановскую горку» был посвящен известным людям, которые жили и творили в нашем городе: поэту Федору Ивановичу Тютчеву, архитектору Матвею Фёдоровичу Казакову, художнику Исааку Ильичу Левитану и другим. Во время экскурсии дети должны были включиться в диалог, попытаться ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы стать мастером своего дела?». Экскурсовод пытался объяснить, насколько важно получать новые знания и учиться.

Во время каждой экскурсии проводилась фотосъемка, чтобы впоследствии дети смогли рассмотреть фотографии и вспомнить материал, который они освоили во время экскурсий. У каждого школьника – участника проекта есть свой дневник путешествий, который содержит словарь новых терминов, листы с заданиями на усвоение новых знаний. В дневник дети вкладывают фотографии с экскурсий.

Консультантом проекта «Из чего состоит город?» стала учитель школы коррекции и развития №2124 И. В. Калинина. Ирина Валентиновна отметила, что «каждая пешеходная экскурсия, проведенная в рамках проекта, выполняла триединую задачу:

  1. воспитательную (дети повторяли правила безопасного поведения на улице, закрепляли навык маневренности группы на маршруте);
  2. коррекционную (все экскурсии были адаптированы для данной группы детей: предварительная словарная работа, короткий и доступный для понимания текст);
  3. образовательную (экскурсия помогла детям глубже изучить, исследовать объекты и представить себя участником событий)».

 

За три месяца сотрудники музея «Огни Москвы» провели 36 пешеходных экскурсий для учащихся школы коррекции и развития №2124 и Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

Подпишитесь на нашу рассылку