Итоги всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии»

2 декабря 2017 года в рамках проекта «Инклюзивный музей» прошла масштабная Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии». В этот день люди с инвалидностью, их семьи, а также все заинтересованные и неравнодушные приняли участие в инклюзивных мероприятиях для людей самых разных возрастных групп.

Около 250 музеев в сотне городов России от Калининграда до Владивостока открыли свои двери для посетителей с особенностями ментального и физического развития: художественные, краеведческие, исторические, научно-технические, этнографические и народных промыслов. Музеи провели для посетителей множество познавательных и увлекательных мероприятий – экскурсии, мастер-классы, конкурсы, театральные представления и концерты.

Одним из рекордсменов по количеству принятых посетителей стал Хакасский национальный краеведческий музей им Л.Р. Кызласова, в мероприятиях которого приняли участие 1500 человек. Работники музея организовали для своих гостей концертную программу и множество мастер-классов. Помимо прочего, в сопровождении хора «Каданс» Хакасской республиканской филармонии выступили студенты Хакасского государственного университета с жестовым пением – уникальным способом передачи текстов песен, эмоций и ритмов.

Наиболее активными регионами, если судить по количеству музеев-участников, стали Москва, Республика Татарстан и Кемеровская область. Там люди могли выбрать любое из целого спектра заявленных событий.

Так, жители столицы получили возможность принять участие в разнообразных мероприятиях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея русского импрессионизма, Государственного Дарвиновского музея, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Государственного исторического музея, Музея Вадима Сидура и многих других. Предложенные события позволили посетителям включиться как в творческий процесс, так и публичные дискуссии о сущности инклюзии.

В Национальном музее Республики Татарстан дети учились создавать натюрморты, в Заинском краеведческом музее – писать гусиными перьями, а сотрудники елабужского Музея-мастерской декоративно-прикладного искусства провели для своих юных гостей и их родителей интерактивную экскурсию и мастер-класс по изготовлению аппликации «Ежик». В Музее уездной медицины им. В.М. Бехтерева и Музее-усадьбе Н.А. Дуровой состоялись экскурсии с элементами музейного занятия.

В Кемерово дети, проходящие лечение в кардиологическом отделении, и ребята с особенностями развития смогли вместе поработать над созданием поделок по единому образцу, который назывался «Новогодняя собачка». Они продемонстрировали свои изделия друг другу во время онлайн-трансляции из Кемеровского областного музея изобразительных искусств.

Стоит отметить, что и другие музеи активно пользовались возможностями, которые предоставляют современные технологии. Например, в музее-заповеднике «Прохоровское поле» участники посетили интерактивную зону, где игровой танковый 4D-симулятор вызвал у них огромный восторг.

 

Проходили и мероприятия, ориентированные на развитие осязательного восприятия окружающего мира, которые оказывают положительный эффект на всех людей. В музее-заповеднике «Коломенский кремль» экскурсии сопровождались материалами для тактильного восприятия. «Руками трогать!» — под таким девизом музейные сотрудники делились знаниями с посетителями всех возрастов. Трогать разрешалось и древние морские окаменелости, и зуб мамонта с фрагментом бивня, и предметы, которые мог иметь в хозяйстве средневековый коломенский житель: керамическую и деревянную утварь, реконструированное оружие, элементы одежды. А в Пермской художественной галерее прошел концерт студентов местного музыкального колледжа. Дети, имеющие нарушения по зрению, имели возможность не просто послушать известные произведения русского народного творчества и оценить звучание различных музыкальных инструментов, но и сразу после концерта «познакомиться» с инструментами тактильно – потрогать и даже постараться под руководством артистов самим на них сыграть.

Мероприятия, которые прошли в рамках акции, удивляют своим разнообразием и оригинальностью. Например, Ахтубинский районный историко-краеведческий музей провел для посетителей увлекательную экскурсию в формате квеста, по результатам которой участники создали карту края, обозначив на ней достопримечательности их родного города. В Рыбновском краеведческом музее прошел мастер-класс, на котором посетителей научили рубить капусту сечкой, а в Балезинском районном историко-краеведческом музее показали, как изготавливаются традиционные удмуртские куклы-закрутки «Мунё».

Своими впечатлениями поделилась воспитатель Губернского техникума структурного подразделения №1 Айгуль Изтелеуова, которая вместе со своими подопечными посетила одно из отделений Астраханского музея-заповедника: «Дети очень эмоциональны. Сегодня мы также побывали на мастер-классе в Музее боевой славы, где создавали новогодние игрушки. Казалось бы, мы все это делаем в колледже. Но там – другая обстановка, новый руководитель и другие впечатления. Дети даже пели вместе новогодние песни!».

В разных городах страны ребята, которые 2 декабря побывали в музеях, уходили домой довольные, с новыми впечатлениями, сладостями и даже с подарками! Можно с уверенностью сказать, что важнейшая цель акции – сплочение самых разных людей в одном и том же музейном пространстве – была достигнута. Быть может, этот небольшой в историческом масштабе шаг приблизит нас к созданию желанного общества равных возможностей и счастливых людей.