Итоги регионального практического семинара «Музейные программы для людей с особенностями ментального развития»

C 27 по 29 июня на территории Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» состоялся Региональный практический семинар «Музейные программы для людей с особенностями ментального развития».

К участию в семинаре были приглашены сотрудники музеев, культурных и образовательных учреждений Ярославской области и других регионов страны, эксперты общественных организаций и благотворительных фондов, представители органов власти в сфере культуры, а также все заинтересованные в развитии музейных программ для людей с инвалидностью и с особенностями ментального развития.

Организаторами семинара выступил Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) и Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».

Семинар был разработан с целью укрепить компетенции сотрудников в сфере работы с людьми с особенностями развития, поделиться друг с другом знаниями и консолидировать усилия заинтересованных специалистов в этой сфере.

В первый день участники семинара рассмотрели специфику обозначенной проблематики, теоретические, этические и технические аспекты проведения занятий для детей с особенностями метального развития. Открыла семинар директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталия Каровская, поделившись опытом сотрудников музея по работе с посетителями с инвалидностью, а также историей создания и развития АРТ-студии «Зеленая полоса», где занимаются разные дети, включая детей с особенностями ментального развития. Директор по проектам ИКОМ России Динара Халикова представила обучающие материалы проекта «Инклюзивный музей», нацеленные помочь музейным сотрудникам научиться корректно и эффективно взаимодействовать с детьми с инвалидностью. Далее участникам были даны конкретные рекомендации по общению с детьми с особенностями развития, прозвучавшие в докладе координатора проектов Центра лечебной педагогики Юлии Ахтямовой.

Последующие выступления были призваны подготовить участников к практическим занятиям. О принципах и методах проведения музейных мероприятий для детей с особыми потребностями рассказали Мария Дрезнина, арт-терапевт, старший научный сотрудник отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А. С. Пушкина, и Ольга Нелюбина, лектор-искусствовед отдела экскурсионной и лекционной работы ГМИИ им. А. С. Пушкина. В фокусе внимания были разные форматы образовательных и творческих занятий для детской и семейной аудиторий.

Во второй день состоялись тренинги для участников семинара в экспозиционном пространстве музея и творческих мастерских. Специалисты ГМЗ «Ростовский кремль» познакомили коллег с деятельностью АРТ-студии «Зеленая полоса», а затем провели специальный мастер-класс. Эксперты ГМИИ им. А. С. Пушкина на примере коллекций музея наглядно продемонстрировали, на что следует обратить внимание при организации занятий для людей с особенностями ментального развития, как обсуждать сложные для восприятия экспонаты, как спланировать творческий процесс и поддерживать интерес участников, а также рассмотрели многие другие вопросы, связанные с технологией построения занятий и эмоциональной составляющей пребывания посетителей в музее.

Третий день был полностью посвящен отработке полученных знаний. ГМЗ «Ростовский Кремль» совместно с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» пригласили семьи с детьми с особенностями ментального развития, для которых участники семинара провели занятие по методике М. Г. Дрезниной.

Проведенный семинар помог специалистам музеев и учреждений, работающих с людьми с инвалидностью, получить знания и практические навыки по проведению музейных занятий для детей с особенностями ментального развития и их семей. Специалисты вдохновили коллег на разработку новых программ, а организаторы семинара наметили план работы по проведению следующих мероприятий в рамках этого цикла.

Программа мероприятия доступна по ссылке.

Небольшой репортаж о семинаре доступен на YouTube канале ГМЗ «Ростовский Кремль» Дежурный по Ростову.

Видеозапись и фотографии предоставлены Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль».